Парабрахман


(parabrahman) - верховный или всеобщий дух, верховное существо. Первопричина, Верховный Вселенский Дух, Верховное Существо, Абсолют; Параматма; часто используется как синоним слова Атма. Имя это впервые появляется в индийских богословских трактатах и в некоторых упанишадах, более позднего происхождения, чем первые три упанишады. В нем, по-видимому, выразилась первая мысль о единобожии. В Шиваизме существует титул Бога как высшей духовной реальности, Абсолюта. Этот титул Шивы — как ПАРАМАШИВА или ПАРАМЕШВАРА (Высочайший повелитель) Абсолют. Иногда — применяется к Вишну, Индре.

Высшая Реальность есть ядро всех вещей и всех существ. Она имеет много имен. Она именуется Чайтанья (сознание), Парасамвит (высший опыт), Парамешвара (высший Бог), Ануттара (выше которого нет ничего) и Парамашива (высший Шива). Здесь мы будем называть ее Парамашива.

Хотя Парамашива пребывает по ту сторону описания, философ все-таки стремятся описать его. Он пребывает по ту сторону всех проявлений. Парамашива представлен как мужской принцип, хотя Высшая Реальность не является ни мужской, ни женской. Он находится по ту сторону ограничений формы. Он один, и он же - во всех вещах и существах. Он находится по ту сторону ограничений времени и пространства. Он вечен, бесконечен, всепроникающ. Он всезнающ, всемогущ. Он находится по ту сторону изменения, всегда остается трансцендентным и неубывающим, подобно тому как свеча, зажженная от другой свечи, не уменьшает свет первой свечи.

Некоторые современные индусские богословы признают Провидение за бесконечное, вечное, непостижимое и самобытное существо; оно видит все, не будучи видимо никем; оно не может быть описано и измерено и выходит за пределы человеческого представления; от него происходит вся вселенная; оно владыка и творец ее, свет всех светов; имя его слишком священно, чтобы быть произнесенным, а сила его слишком бесконечна, чтобы ее можно было представить себе; оно - единственное непознанное, истинное существо, создатель, хранитель и разрушитель всей вселенной, от которого исходят все души и к которому они возвращаются и т. д.

Не было ни дня, ни ночи, ни земли, ни тьмы, ни света, ничего, кроме Единого, непостижимого разумом, того, что есть Парабрахман

В древней индийской священной книге "Вишну-пурана" есть такое повествование:
«Не было ни дня, ни ночи, ни земли, ни тьмы, ни света, ничего, кроме Единого, непостижимого разумом, того, что есть Парабрахман».

Вспомним так же фрагменты из 1-й легенды, где говорится о «Едином и его дыхании без вдохов и выдохов» и о «нерушимом вечном дыхании, незнающем себя». Эти отрывки говорят о том, что во время Махапралайи, когда все сущее растворилось в небытие, остается существующим нечто нерушимое. Это есть великий космический принцип – беспричинная причина бытия, которая после Махапралайи вызывает новое проявление Вселенной. Так же, как после потухания огня, после его растворения в небытие, остается «принцип огня», который и делает возможным повторение проявление огня, взывание его к бытию. Этому великому божественному принципу или закону в легендах дано наименование «Парабрахман» – то есть «сверх-Брахман», то, что лежит за Брахманом, что находится по ту сторону Брахмана или Космоса.

Это единое и бесконечное начало существует всегда, являясь либо пассивным, либо активным в регулярной гармоничной последовательности. В начале периода деятельности совершается распространение (активизация) этого божественного начала и видимый мир является конечным результатом длинной цепи космических сил, последовательно приведенных в движение. Так же, когда наступает возвращение к пассивному состоянию, происходит затухание деятельности божественного начала и то, что перед этим было создано, сотворено, постепенно и последовательно растворяется в небытии.

В другой древней книге об этом сказано так:

«Вдох непознаваемого Начала рождает мир, а выдох заставляет его исчезнуть. Этот процесс продолжается безначально и бесконечно и наша Вселенная есть лишь одна из бесконечных серий, не имеющих ни начала, ни конца».

Вдох непознаваемого Начала рождает мир, а выдох заставляет его исчезнуть.

Эта величественная причина всего сущего легендами древности клалась в основу мироздания. Все древние народы поклонялись этому единому Божественному Началу под разными именами, соответствующими культуре каждого народа, каждой страны. Вот как славословит это великое понятие один из гимнов Абсолюту-Парабрахману:

«Ты – един, начало всех чисел и основа всех построений;

Ты – един и в тайне твоего единства теряются мудрейшие из людей, ибо они не знают его.

Ты – един и твое единство никогда не уменьшается и никогда не увеличивается, оно не может быть изменено.

Ты – един, но не как элемент счета, ибо твое единство не допускает умножения, изменения или формы.

Ты существуешь, но понимание и зрение смертных не может постичь твоего существования, ни определить твое «где», «как» и «почему».

Ты – существуешь, но лишь в себе одном, ибо никто другой не может существовать вне тебя.

Ты существуешь раньше всех времен и вне всякого места.

Ты существуешь и твое существование так глубоко и сокровенно, что никто не может проникнуть в твою тайну и открыть ее.

Ты существуешь, но не силой духа или души, ибо ты сам есть душа всех душ!»

Во всех легендах и гимнах указывается, что этот вездесущий, вечный, беспредельный и непреложный принцип превышает мощь человеческого понимания. Он может быть лишь уменьшен человеческими формулировками и определениями, сравнениями и уподоблениями. Поэтому считается, что никакие рассуждения о нем невозможны. Так Сократ неизменно отказывался обсуждать тайны Мировой Сущности. Абсолют есть беспредельность, поэтому всякие суждения о нем неизбежно обернутся лишь его ограничениями. Величие и красота беспредельности не укладываются ни в наше ограниченное представление, ни в наши термины, поэтому они всегда остаются в пределах невыразимого. Поэтому непознаваемая Причина Космоса остается величайшей тайной, навсегда непостижимой. Мы можем постигать лишь различные аспекты и проявления этого Абсолюта, этой вечной невидимой души Космоса.

Во всех легендах Парабрахман или Абсолют является чисто философским понятием – принципом, законом или началом, на котором зиждется бытие и небытие Космоса. Но служители религий персонифицировали это философское понятие, переделав его в идею «единого Бога» – творца земли и неба. Таким уменьшением это великое понятие было неизведено до бога-личности, до Властелина Вселенной. Этот личный бог обладает уже определенным характером – он сердится, карает, награждает, его можно умилостивить (задобрить), особенно если приносить определенные жертвы или приношения его служителям (слугам). Но древние легенды такого Бога не знают. – Вот что повествуют легенды о 2-й тайне Космоса – о вечном и неизменном божественном Начале Вселенной.

Природа Брахмана.

Двойственных свойств у Высочайшего не (может быть) и от (различия) места; ведь повсюду (писание учит о нём как о свободном от любых различий). Если скажут, что это не так, вследствие отличия (о котором говорится в писаниях), ответим - неверно, поскольку по отношению к каждой (такой форме) Шрути провозглашает противоположное этому. Кроме того, некоторые (учат) так. Воистину Брахман - вне формы (арупават), поскольку таков главный смысл (всех текстов о Брахмане). И как свет (словно бы принимает форму при контакте с вещами, так и Брахман принимает форму в соединении с Упадхи, ограничивающими факторами), поскольку не лишены смысла (тексты, приписывающие форму Брахману). И (Шрути) говорит, (что Брахман есть) только это (разум). (Писание) также показывает (это, и) подобным же образом говорится в Смрити. По этой причине (описываем Брахман) сравнениями, такими как образы Солнца и т. д. Но (между сравниваемыми вещами) нет подобия, поскольку в отличие от воды (в случае Брахмана никакая вторая вещь) не воспринимается. Поскольку (Брахман) находится внутри (ограничивающих факторов), Он участвует в их возрастании и убывании; благодаря (являющемуся результатом этого) соответствию обеих (сравниваемых вещей), это так (т.е. сравнение является верным). И вследствие утверждения писания.

Объяснение текста "Нети-нети". То, о чём говорилось до сих пор, отрицается (словами "не это, не это", и Шрути впоследствии) говорит о чём-то ещё. Тот непроявлен, поскольку говорит (писание так). А кроме того (Брахман воспринимается) в искренней медитации, (как знаем) из Шрути и Смрити. И как в случае света и прочего нет различия, так и между Брахманом и его проявлениями в деятельности, вследствие повторяющегося наставления (в Шрути). Поэтому (индивидуальная душа становится единой) с Безграничным, ведь так указывает (писание). Но поскольку учат о том и другом (отличии и неотличии), (отношение Брахмана к душе) подобно отношению змеи к её кольцам. Или же подобно (отношению) света и его сущности, так как оба - светящиеся. Или же (отношение между дживой и Брахманом таково), как (сказано) прежде. И вследствие отрицания (отличия в Шрути).

Брахман един, без второго. (Есть что-то) высшее, нежели этот (Брахман), вследствие терминов, обозначающих берег, меру, связь и отличие (и употребляемых по отношению к нему). Но (берегом именуется) вследствие подобия. (Утверждение, что Брахман имеет размер) сделано для облегчения понимания, в точности как (описание четырёх) ног. (Утверждение, касающееся связи и отличия) вследствие особых мест, как в случае света и того подобного. И это понятно. Подобно этому, вследствие отрицания всех прочих вещей (нет ничего, кроме Брахмана). Этим (утверждается) вездесущность, в соответствии с указаниями писаний о протяжённости (Брахмана).

Он посылает плоды действий. Только от Него - плоды действий, поскольку это обосновывается рассуждением. И поскольку так учит Шрути. По тем же соображениям Джаймини полагает, что религиозная заслуга (дхармам, приносит плоды действий). Но Бадраяна считает первого (причиной плодов), поскольку это о Нём говорится как о причине (самих действий).

X