Традиция Натхов- Натха Сампрадая

Тантрическое шайва-направление Натха основывается на древней традиции, имеет свою литературу. Областью возникновения этой традиции считается северная или северо-восточная Бенгалия. Однако, в дальнейшем, это учение в основном переместилось в другие области Индии. Характерными чертами Натха являются: практика хатха- и кундалини-йоги, строгое соблюдение обетов, практика внутренней медитации (связанной с кундалини-йогой), но не совершение каких-либо внешних форм поклонения. Как знаки внешнего отличия (мудра)- натхи носят большие серьги, которые могут быть или плоскими (даршана), или цилиндрическими (кундала). Слово натха переводится как "господин", "владыка". В традиции Натха - Господь именуется Ади-Натха (Изначальный Господин, Владыка). Ади-Натха - это Парамашива (Наивысший Шива), Непроявленный, Изначальный Господь. Его вечная божественная супруга (т.е. высшая энергия, Парашакти) именуется в этой традиции Кетака, или Манаса. После "непорочного зачатия" Она родила Брахму, Вишну и Шиву, которые изошли из разных частей Ее тела, чтобы управлять силами материальной вселенной. Ади-Натха женил Шиву на Кетаке, которая воплотилась в материальной вселенной как Гаури или Чанди. Традиция Натхов- Натха Сампрадая

Традиция Натхов говорит о пяти сиддхах (великих святых), которые стали первыми последователями Шивы, а также о девяти первых Натха-гуру.

В поздней литературе Натхов деяниям их святых и учителей придается первостепенное значение.

Однако практика кундалини-йоги и медитации без внешнего поклонения, предписываемых как основное средство достижения цели, свидетельствует о изначально эзотерическом характере традиции Натхов.

Йоги-Гуру Горакхнатх (точнее, Горакша-Натха) – основатель хорошо организованной религиозной традиции, применяющей принципы йоги. Он известен как ученик Матсьендранатха, который, в свою очередь, был учеником Адинатха. Время и место рождения прославленного святого и учителя пока еще точно не определены современными исследователями. В основанной им Сампрадае (Сампрадая – переводится как традиция, а парампара – это непрерывная цепь ученической преемственности. Традиция – довольно широкое понятие, которое может обозначать как часть какой-либо системы, так и системы в целом. Поэтому в тексте сапрадаей часто называют как всю традицию натхов, так и её отдельные части. ) Адинатх есть не кто иной, как сам Шива, равно как и Горакшанатха принято рассматривать и почитать как нечто большее, нежели просветленного человека и учителя. Его считают равным самому Шиве, Властелину Вселенной, превосходящему привычные законы рождения и смерти, появляющемуся на земле в человеческих формах в различные периоды по своему собственному выбору из сострадания к существам, пребывающим в невежестве, неволе, слабости и страдании.

Независимо от времени и места воплощения Горакшанатха не может быть никакого сомнения в том, что он был одним из самых могущественных и влиятельных религиозных учителей, когда-либо существовавших в Индии. Ни один Аватар, пророк или религиозный реформатор после Господа Будды (за исключением Шанкары) не потряс воображение людей всех каст по всей Индии, даже в самых отдаленных городах, до такой степени, и никто так сильно не повлиял на их мысли, чувства и поступки, как это сделал Горакхнатх. Он и его последователи создали монашескую общину, ответвления которой повсеместно распространились по обширной стране. Члены общины странствовали повсюду, совершая паломничества не только по всей равнинной территории, но иногда и пересекая горные границы. Распространяя послание Гуру, они использовали не одни лишь слова, но и духовное влияние, и чудеса. В более поздний средневековый период сердцами людей завладело магнетическое влияние многих святых и реформаторов культа бхакти , преимущественно вайшнавов, которые проповедовали в различных провинциях Индии в XV-XVI столетиях (Шри Чайтанья, Гуру Нанак, Госвами Туласидас, Бхакта Рамананда, Кави Тукарам, Рамдас, Шанкар Део и др.), их простые методы духовной дисциплины ( нама-джапа и нама-санкиртан ), а также возрастание религиозных настроений и чувств, необходимых для всех людей. Постепенно культ аскетического шайвизма и сложные йогические методы Натха-Йога Сампрадаи были вытеснены на задний план. Возрождение ортодоксального брахманизма также в некоторой степени ответственно за ослабление ее влияния на индуистское общество.

Монахи йогического ордена, основанного Горакхнатхом, известны как натха-йоги, сиддха-йоги, даршани-йоги или канпхата-йоги . Все эти названия имеют свое значение. Цель йоги – сделать человека натхом, что означает «владыка, повелитель». Йог должен пройти систематический курс моральной, физической, интеллектуальной и духовной подготовки с целью достижения совершенного владения Пракрити как в субъективных, так и в объективных аспектах. Он должен достичь совершенства в мыслях, чувствах, желаниях и действиях, господства над разумом, умом, ощущениями и телом, чтобы превзойти время и пространство, инерцию и гравитацию, законы природы и качества физических элементов. Он должен обрести сиддхи, или полное проявление и развитие своих способностей, и практически осуществить все трансцендентные возможности своей внутренней природы. Он должен преодолеть все привязанности, страдания и ограничения, все свои физические и психические слабости. Он должен победить смерть. Ему нужно обрести даршан , истинное видение, или полное прозрение в предельную суть Реальности. Устранив покрывало невежества, он сможет напрямую воспринимать Абсолютную Истину и воссоединиться с ней.

Монашеский орден Горакхнатха разделился на несколько школ, каждая из которых была основана прямым учеником или прославленными последователями Горакхнатха.

Монашеский орден Горакхнатха разделился на несколько школ, каждая из которых была основана прямым учеником или прославленными последователями Горакхнатха. Насчитывается двенадцать таких подразделений, поэтому все вместе они называются барахо-пантхами (объединение двенадцати сампрадай ). Подобно тому как санньяси , последователи Шанкарачарьи, принадлежат к одному из десяти подразделений, так и орден Горакхнатха разделяется на двенадцать сампрадай . Все эти сампрадаи так же сходны по своим идеалам и философским принципам садханы , как и в своей преданности Горакхнатху. Однако между ними существуют незначительные различия. Реальное количество сампрадай, перечисленных в различных доступных списках, по-видимому, превышает двенадцать. Вполне вероятно, что некоторые изначальные основные сампрадаи впоследствии были разделены отдельными гуру . Кажется также вероятным, что несколько более ранних общин со временем присоединились к ордену Горакхнатха и были признаны его самостоятельными подразделениями. Порядок основных сампрадай можно представить следующим образом. орден Горакхнатха разделяется на двенадцать сампрадай

1. Сат-натхи
2. Рам-натхи
3. Дхарм-натхи
4. Лакшман-натхи
5. Дария-натхи
6. Ганга-натхи
7. Байраг-пантхи (натхи)
8. Равал-натхи (нага-натхи)
9. Джаландхар-натхи
10. Аи-пантхи
11. Каплани (Капил-пантхи)
12. Дхаджджа-натхи (Махабир-пантхи)

Все эти сампрадаи (иначе – пантхи ) имеют свои центры в разных частях Индии, и все же они принадлежат к одной организации. Главы пантхов или их представители собираются вместе для проведения выборов или избрания главных махантов центральных монастырей, а также по другим важным церемониальным случаям. Если все пантхи организовать и объединить должным образом, то они способны воскресить славу этой исторически великой Сампрадаи , сделав наиболее ценный вклад в религиозную культуру нынешнего столетия.

Натха-йоги располагают множеством литературных источников как на санскрите, так и на различных местных диалектах. Кроме текстов на древнем санскрите, посвященных принципам и практике йоги, которые натха-йоги принимают как авторитетные свидетельства, сам Горакхнатх, как предполагают, был автором огромного количества трактатов, бесценных для изучающих йогическую дисциплину. Учителя, жившие после Горакхнатха, также внесли свой вклад в письменное наследие натхов. «Горакша-шатака», «Горакша-самхита», «Сиддханта-паддхати», «Йога-сиддханта-паддхати», «Сиддха-сиддханта-паддхати», «Хатха-йога», «Джняна-амрита» и многие другие тексты на санскрите принадлежат Горакхнатху. «Хатха-йога-прадипика», «Шива-самхита», «Гхеранда-самхита» – важные книги по йоге, авторы которых, по-видимому, тоже принадлежали к ордену Горакхнатха. «Горакша-гита», «Горакша-каумуди», «Горакша-сахасранама», «Йога-санграха», «Йога-манджари», «Йога-мартанда» и многие другие подобные труды основаны на учении Горакхнатха. Трактаты на хинди, бенгали, маратхи и других языках слишком многочисленны, чтобы упоминать их. В то же время существует множество трудов натха-йогов на санскрите, а также на местных диалектах, которые либо утеряны, либо не обнаружены современными исследователями.

Практическими аспектами йогической школы Горакхнатха выступают система поклонения, а также физическая и психическая дисциплины. Главенствующим Божеством ордена последователей Горакхнатха признан Шива. Они поклоняются Шиве и его Шакти как абсолютному источнику существования и основной цели жизни, основав множество храмов Шивы и Кали по всей стране. Образ Кали, танцующей на груди у Шивы, прекрасно передает их взгляд на видимую Вселенную и запредельную Реальность. Кроме того, они почитают всех богов и богинь индуистского пантеона, поклоняясь им как великолепным проявлениям Шивы и Шакти под разными именами и в разных формах. Многие вайшнавские бхакты Южной и Западной Индии, Бенгалии и других регионов, следуют доктринам, унаследованным от Горакхнатха. Натха-йоги подобающим образом поклонялись Вишну и всем его Аватарам.

Поклонение сиддхам или авадхутам также широко распространено в этой традиции. Прославленные святые – живые воплощения высшей самореализации, которая считается идеалом каждого йога, вот почему поклонение святым и медитация на них – великое действие, которое вдохновляет и очищает разум садхака, вставшего на тот же путь. Поклонение гуру , служение ему с чистым сердцем, развитие преданности и самоотдачи ярко выражены в духовных йогических писаниях. Без милости гуру прогресс на пути йоги и достижение истинного духовного света считаются невозможными. Гуру возжигает духовный свет в уме ученика и пробуждает дремлющие в нем духовные силы, вливая в него собственную духовную энергию. Ученик должен думать о гуру и почитать его как равного Шиве, воплощение Шивы с его бесконечной милостью, чтобы избавиться от невежества, слабости, рабства и просветить свою душу знанием, исходящем от него и его Шакти. Гуру-вада представляет собой характерную особенность учения Горакхнатха, принятую большинством религиозных школ, процветавших со времен средневековья.

/ / $2A7A.HTM -->
X