Кула (Семья Шивы): Ганеша, Шива, Шакти и Сканда (Муруган, Кумара, Карттикея, Субраманья)

четыре Бога, приоритетное поклонение которым совершается в Тантрической традиции. . Это Кула (Семья Шивы):  Ганеша, Шива, Шакти и Субраманья.        Реально во Вселенной существует лишь чистое абсолютное и неизменное сознание - "мужское" начало (Шива), пронизывающее все, и бесконечно подвижные и меняющиеся поля энергии - "женское" начало, именуемое Шакти. Эти оба универсальных принципа мироздания в своем единстве проявлены во всем - Шакти - модуль числа, Шива - его знак, Шакти - величина вектора, Шива - его направление... Единство противоположностей, но не борьба, а игра, любовная игра, творящая и разрушающая мир!
Бог - есть Любовь...

Эту религию исповедует большинство народов Индии. Под словом "индуизм" подразумевается целый комплекс религиозно-философских систем, на основе которого сформировались характерный образ жизни индусов с кастовым разделением общества, их жизненные принципы, этические нормы, обрядовая и культовая система.

Для учения индуизма характерно понятие о триедином божественном Абсолюте - Тримурти. Классический индуизм говорит о трояком проявлении божества в лице Брахмы, Вишну и Шивы. Эти три ипостаси божество обнаруживает лишь в действиях по отношению к миру. Брахма (созидающее начало) творит из себя все мироздание: период появление космоса, или "день Брахмы", делится на огромные эпохи (кальпы и юги). В это время Вишну (сохраняющее начало) оберегает сотворенный Брахмой мир. По прошествии миллиардов лет мир начинает уничтожаться в "пляске" Шивы (разрушающего начала). Солнце сжигает все живое, элементы материи распадаются, пространство сворачивается и Ишвара (образ Абсолюта как повелителя явленного мира) превращает Вселенную в свой тончайший мир. Наступает "ночь Брахмы" - период, когда бытие остается непроявленным. Затем вновь наступает "день Брахмы" и все повторяется сначала. Культ Брахмы все же не получил широкого распространения - в его честь в Индии построен всего один храм. Зато Вишну и Шива вызывают у людей самые горячие чувства. В традиции индуизма сложились два главных культовых течения (сампрадая): вишнуизм и шиваизм. Последователи этих течений часто считают, что поклоняются одному и тому же божеству. На многих изображениях божество даже представлено наполовину Вишну, а наполовину - Шивой. Принадлежность к тому или иному течению обусловлена, как правило, родовыми и семейными традициями.

При отсутствии единой догматической системы, в индуизме все же существует ограниченное количество общепринятых религиозных положений: авторитет Вед и Упанишад, учение о карме и перерождениях (реинкарнации), богоустановленность каст. Вся остальная религиозная жизнь и практика отдана на попечение духовных учителей - гуру, а культовые обряды совершаются жрецами. Поэтому в Индии насчитывается огромное количество религиозных направлений и сект, которые практикуют различные приемы достижения просветления и познания божественной сущности. Тантризм и йога соседствуют с военизированными религиозными организациями.

Индуизм оказал большое влияние и на духовную жизнь других народов, когда они познакомились с философией и некоторыми видами религиозной практики индуизма (например, с йогой).

Классический индуизм говорит о трояком проявлении божества в лице Брахмы, Вишну и Шивы.

Шива также именуется в традиции индуизма Махадевой ("великим богом"). В доарийской мифологии народов Гималаев он фигурирует как божество скота. В ведической литературе Шива (с именем Рудра) упоминается крайне редко и там он "теряется" среди множества божеств. Только в Махабхарате появляется легенда о том, как Шива силой отвоевал себе место среди богов. В период позднего индуизма культ Шивы получает широкое распространение, в результате чего он был провозглашен олицетворением божественного могущества. В образе Шивы соединились все представления индийцев о самом страшном и запредельном. Как разрушитель миров, Шива предстает в ужасном облике: у него синий лик, обрамленный извивающимися змеями, а шею украшает ожерелье из человеческих черепов. Одновременно Шиву называют и созидателем, поскольку в мировоззрении индуизма разрушение является начальным актом творения.

Шива становится олицетворением загодочного двуединства эроса и смерти, которое человек наблюдает в природе. Он - буйное и неистовое божество, символом которого становится фаллос (Шивалингам). Более ярко это проявляется в женской ипостаси Шивы - Шакти, которая издавна почиталась в Индии как богиня-мать. Прорастание растений и половая энергия человека и животных является областью ее владычества. Культ богини плодородия лег в основу тантры - мистического эротического учения, которое берет начало в земледельческих магических обрядах.

В Шакти видели не только благословенную Мать, Парвати и светлую зарю Ушас, но и страшное существо, пожирающее своих детей, подобно самой Природе. Гневным и зловещим существом Шакти предстает в образе Дурги (Неприступной) и Кали (Черной). Многорукие изваяния Кали, особенно распространенные на юге Индии, вселяют неподдельный ужас. Такая двойственность культа Шивы-Шакти объясняется тем, что индуизм не отделяет божество от природы. Подобно природным стихиям, не знающим греха и добродетели, Шива-Шакти представляются богами внеэтическими.

В своем развитии индуизм прошел длительный период, занявший несколько тысячелетий. Первым этапом в развитии индуизма была ведическая религия, окончательно сформировавшаяся во II тысячелетии до н. э. Основы этой религии изложены в Ведах - священных для большинства индийцев книгах, которые считаются древнейшими письменными памятниками мира. Веды состоят из четырех частей: Ригведа - сборник самых древних гимнов, содержащих мифы о сотворении мира и легенды о главных божествах индуизма; Самаведа и Яджурведа - сборники молитвенных заклинаний и описаний обрядов; Атхарваведа - сборник молитвенных песнопений и магических заклинаний.

Мировоззрение индуизма напрямую вытекает из древнеарийского монистического теизма ведических риши . Из всех направлений современного индуизма к древней ведической религии ариев наиболее близок — и по духу, и по форме ритуала — североиндийский (кашмирский) тантрический шиваизм. Не зря кашмирские брахманы считаются у индусов высшей кастой. Шиваизм намного древнее своего основного идейного соперника — вишнуизма (в России представленного кришнаитами), так как напрямую восходит к древневедическому культу Рудры — рудраизму, который, в свою очередь, тесно был связан с еще более архаичными доведическими индоевропейскими верованиями пратантрического типа. Религия Шивы , таким образом, древнее даже Вед (как записанных текстов)! Поэтому в шиваизме сочетаются и ведические, и неведические (шактистские) черты. Бог Шива почитается шиваитами, а также шактистами, как Верховный Господь, одновременно личностный и безличный, тождественный понятию «Брахман» философии веданты . Души ( дживы ) и мир рассматриваются как включенные в Шиву и неотъемлемые от Него части. В отличие от вишнуизма, шиваизм более монистичен, приближаясь в этом отношении к буддизму (но, в отличие от буддизма, не считает мир иллюзорным). Как и в древнем ведизме, в шиваизме центральной философией является монистический теизм. Практика шиваизма состоит в сочетании джняна-йоги («пути знания») и бхакти-йоги («пути преданности») с йогическим аскетизмом, ведическим и агамическим (тантрическим) культом, а также с целым рядом мистических и оккультных дисциплин. Важную роль в шиваизме играют всевозможные виды йоги и прикладной магии.
религиозная жизнь и практика отдана на попечение духовных учителей - гуру, а культовые обряды совершаются жрецами. С шиваизмом тесно связан шактизм — эзотерическая по характеру вероучения и культовой практики ветвь индуизма, восходящая к доарийской религии дравидов. Шактизм является самым «неарийским» вариантом индуизма. Но справедливости ради надо отметить, что и северным арийским народам шактизм не был абсолютно чужд, ибо и в их верованиях присутствовало почитание женского начала, хотя в целом эта тенденция не преобладала. У ариев почитание женских божеств было лишь дополнением к основному культу Рудры, как и у язычников-славян культ богинь-Рожаниц только дополнял культ Рода. Поэтому и теперь шактизм нередко рассматривают как особую разновидность шиваизма. От собственно шиваитов шактисты отличаются тем, что почитают не столько Бога Шиву (признавая, тем не менее, Его Всевышним Богом-Отцом), сколько Его Божественную Супругу Шакти Дэви, Богиню-Мать, — обычно в формах Кали или Дурги. Шива при этом понимается исключительно как бескачественный ( ниргуна ) Брахман, а Шакти — как Его сознательная и активная Сила, обладающая качествами ( сагуна ). Большинство шактистов практикуют тантрические методы ритуала, магии и йоги. Шактистская тантрическая практика по природе своей оккультна и мистериальна и подразделяется на две формы — на «тантру правой руки» ( дакшиначару ) и «тантру левой руки» ( вамачару ). Дакшиначара более экзотерична и состоит в почитании Богини-Матери с помощью тантрических ритуалов, не противоречащих ортодоксальной брахманистской традиции. В эзотерической вамачаре ортодоксальные брахманистские предписания игнорируются и практикуются особые тайные мистерии, в том числе и включающие различные методы ритуального использования сексуальной энергии. В рамках индуизма шиваизм и шактизм взаимно дополняют друг друга и представляют собой единую систему индуистского эзотеризма — тантризм. Центральной философией индуистского тантризма, по мнению большинства индусских теологов и академических ученых, несомненно является кашмирский шиваизм, в котором синтезировано все лучшее из эзотерических традиций арийского ведизма и дравидского шактизма.

Есть четыре Бога, приоритетное поклонение которым совершается в Тантрической традиции. . Это Кула (Семья Шивы): Ганеша, Шива, Шакти и Субраманья. Именно в таком порядке велят совершать поклонение Веды, Агамы и Пураны.

/ / $2D65.HTM -->
X