Священный канон писаний индуистов

Шастра (от глагола ShAs наставлять обучать), отсюда – шасана (дисциплина, учение). Шастрами именуются тексты дидактического характера по всем отраслям знания, от перечней религиозных обязанностей, до руководств по лечению слонов. Как правило, шастры, даже самые объемные, излагают учение или науку в обобщенной форме. Ключи к практическому применению той или иной дисциплины даются путем устной передачи непосредственно от обучающего наставника, причем круг шастр, признанных авторитетными, индивидуален у каждой школы. Характерными особенностями шастр обладают Агамы и Тантры, основные писания практически всех без исключения направлений и школ современного индуизма: шайва, вайшнава, шакта и т.д. В них излагаются методы почитания конкретных божеств, вопросы метафизики, йоги, этики, ритуала и многое другое. Соответственно, каждая из указанных школ имеет свой перечень авторитетных Тантр и Агам, на которые они опираются. Абхинавагупта под словом “шастры” подразумевает, прежде всего, Тантры и Агамы, признаваемые традицией.

Индуистская священная литература - это сокровищница гимнов, легенд, мифов, философии, науки и этики. Из этой огромной массы писаний каждая линия передачи знания выделяет некоторую часть в качестве своего вторичного писания, или смрити .
В то время как Веды и Агамы относятся к первичным писаниям, или шрути, всех индуистов, каждая школа и линия передачи определяет еще и свой уникальный набор смрити . Священная литература, пунья-шастра, из которой выбирают смрити , состоит из писаний как древних, так и современных, на многих языках. Особое место занимают древние санскритские тексты, такие, как Итихасы, Пураны и Дхарма-шастры, которые обычно считаются классическими смрити . На самом же деле, хотя многие почитают их как смрити , другие относятся к ним только как к священной литературе. “Смрити ” означает “запомненное” и является синонимом “традиции”, поскольку происходит от человеческого постижения и опыта и хранит общую направленность культуры. В то время как шрути исходит от Бога и является вечным и универсальным, постоянно растущий канон смрити пишется человеком. Священная литература индуизма - это краеугольный камень театра и танца, музыки, песни и зрелищ, йоги и садханы, метафизики и этики, изящных искусств и благоприятных наук.

Веды вопрошают: “В Ком прочно утверждены перворожденные провидцы, гимны, песни и жертвенные заклинания, в Ком утверждается единственный провидец, Кто поддерживает все это, - Кто Это может быть?” Аум Намах Шивайя.

Через Писание вы не достигнете Истины. Но если вы достигнете Истины, тогда вы поймете Писание. Писания - не что иное, как пальцы, указывающие на Луну; пальцев может быть миллион, а луна - одна. Когда вы это узнаете, вы узнаете все. Упанишады, Веды и Пураны высочайшую ценность придавали человечности. Люди изучают Веды, Упанишады и Пураны. Но разве они способны понять ценность их учений и применять их на практике? Простое изучение священных текстов - бесполезно, если заключенным в них учениям не следовать на практике.

Веды - божественное, совершенное знание, вездесущее и поддерживающее весь проявленный мир. Это знание было получено риши (святыми, провидцами, адептами йоги) в состоянии самадхи. Это знание содержится в четырех писаниях:
Ригведа
Яджурведа
Самаведа
Атхарваведа
Веды - божественное, совершенное знание, вездесущее и поддерживающее весь проявленный мир. Это знание было получено риши (святыми, провидцами, адептами йоги) в состоянии самадхи. Это знание содержится в четырех писаниях: Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа

Каждая Веда состоит из трех частей:

Самхиты - собрание гимнов, или мантр.

Брахманы, в которых содержатся указания по использованию различных мантр и церемоний. Посвященные в основном ритуалам, они содержат также множество поучительных историй, философских наблюдений и глубоких идей.

Упанишады - философские трактаты, основанные на интерпретации знания, оставленной теми риши, которым это знание было открыто.

Шрути - потоки космических вибраций, наполняющие пространство и обладающие магической силой. Они содержат знание о порядке, в котором энергии этого мира были приведены в движение при его сотворении, и о том, как этот порядок поддерживается Космическим Сознанием. Веды являются Шрути.

Смрити - практическое приложение божественных знаний и законов, присущих объектам и явлениям сотворенного мира. Эти трактаты содержат законы, делающие нашу жизнь божественной. Насчитывается множество Смрити, из которых четыре признаются главными:
Ману-смрити
Яджнявалкья-смрити
Санкхья-смрити
Парашара-смрити

Веды - это Шрути, а все книги, обсуждающие различные положения Дхармы, - Смрити. Эти книги составляют фундамент традиции индуизма, заложенный древними провидцами.

Пураны следуют за Шрути и Смрити. Они иллюстрируют философское учение, изложенное в Ведах, на примере конкретных случаев и исторических фактов. Богатство аллегорий и метафор, присущее стилю Пуран, позволяет объяснять простыми человеческими словами высшие философские истины. По этой причине Пураны называют также "пятой Ведой".

Индуистсткие священные писания:

К ведическим относят Смрити, Шрути, Итихасы и Пураны.
К тантрическим Агамы и Нигамы

Ведические писания относится к экзотерической (внешней) традиции, а тантры к эзотерической (внутренней, сокровенной)
В свою очередь ведические писания делятся на первичные, изначальные, Шрути и вторичные, Смрити.
Первичные (Шрути) это 4 изначальные Веды, Брахманы, Араньяки и Упанишады.
Вторичные Дхармашастры, Пураны, Итихасы и Даршан-шастры
Дхарма - внутренний закон, присущий всем явлениям этого мира, поддерживающий его целостность. Это не просто набор убеждений, никак не связанных с реальностью, но принципы, служащие основанием гармоничной и благополучной жизни. Это практическое учение. Слово происходит от санскритского корня дхар, что значит "поддерживать, связывать вместе".

Шрути и смрити четко разграничены. Шрути – веды, брахманы, араньяки и канонические упанишады (в строгом варианте – 11 штук, в расширенном – канон Муктики). Все остальное – смрити .
есть много нюансов, например вот такой: агамические школы относят свои Агамы (Тантры, Самхиты) к шрути (в смысле откровения, равного по авторитетности ведам ), а смарты этого не признают.

Тантры и Агамы именуют довольно часто "Пятой Ведой". Но "Пятой ведой" именуют не только тантры, но и многие другие произведения , которые пользуются уважением в конкретной традиции. Так у вайшнавов "пятая веда" это Шримад Бхагаватам. Тантры имеют свою собственную философию, которая может быть определена как модификация Санкхьи и Веданты. Они занимают четвертое место в порядке индуистских текстов после Шрути, Смрити и Пуран. Эти священные книги, считается, были представлены в форме диалога между Шивой и его прекрасной супругой Парвати. Существует два основных класса Тантр – Агама и Нигама. В то время как в Агаме Парвати задает вопросы, а Шива отвечает, в Нигаме происходит наоборот.

Веды – это четыре Веды (в составе Самхит, Брахман, Араньяк и Упанишад) + группа упавед. Наряду с Агамами и Брахма Сутрой, эта группа писаний составляет то, что называется словом Шрути. Писания категории Шрути являются априори имеющими значительно больший авторитет для всех последователей Хинду Дхармы, чем категория писаний относимых к Смрити. Данная категория писаний по своему общему авторитету является вторичной по отношению к текстам Шрути. ВХинду Дхарме лишь некоторые течения ставят Пураны на один уровень с Шрути , и их как раз точно нельзя отнести к классическим школам ведизма. Хотя, Пураны, безусловно, являются бесценным сокровищем всей Хинду Дхармы.

Кроме того, существует прастхана-трайя - ведические тексты (и приравненные к ним), на которые ВСЕ школы, относящие себя к веданте дают комментарии (в том числе и гаудийа-вайшнавы). Относительно "ведичности" этих текстов расхождений нет между всеми ведантическими школами НЕТ. В отличии от взглядов на Пураны , тантры, агамы и т.д., котрые признаются каждой конкретной школой исключительно только "свои". Здесь (на форуме) гаудийя-вайшнавов не много, поэтому давайте будем пользоваться ОБЩЕПРИНЯТЫМИ (хотя бы в веданте и в науке) рамками., а не исключительно ВАШИМИ религиозными.

/ / $2154.HTM -->
X